На поводу у рекламы

Не позволяйте маркетологам опустошать свой семейный бюджет.

Финский писатель-сатирик и журналист Мартти Йоханнес Ларни уверял, что реклама – это способ заставить нас нуждаться в том, о существовании чего мы раньше даже не подозревали. В этом высказывании есть немалая доля истины, поэтому данный материал посвящен тому, чтобы раскрыть некоторые наиболее популярные маркетинговые ходы и рекламные трюки, подвигающие нас на совершенно ненужные траты и лишние покупки.

Итак, каковы приемы, которые надо знать, чтобы не идти на поводу у рекламы?

«Дорогая» упаковка. Здесь все просто – себестоимость продукта увеличивается именно за счет упаковки, выглядящей дорого и привлекательно. Особенно часто такая ситуация имеет место в подарочных вариантах – конфеты, кофе, элитный алкоголь и т.д. И если порой такая упаковка действительно сделана из более полезных для здоровья материалов (например, стекло против пластика), то в иных случаях вы платите просто за маркетинговый ход.

Большой объем. Этот прием рассчитан на визуалов. Небольшой объем товара помещают в объемную упаковку, создавая эффект «большой пачки». Не все покупатели читают вес продукта, тем более что в этом случае он не на видном месте. Классический пример – огромные коробки конфет или же «воздушные» упаковки чипсов.

«Вкусные» картинки. Этот прием отлично действует особенно на тех, кто имеет неосторожность зайти в магазин голодным. Причем, поддавшись соблазну красивой картинки, купить можно практически все, что угодно – от блеска для губ с изображением спелой вишни до чипсов с картинкой огромной курицы-гриль. Вспомните, как часто на сухариках красуется кувшинчик со сметаной и свежая зелень, а на дешевом майонезе – настоящий рог изобилия: колбасы и отбивные, грибочки и рыбка, икра, оливки и целый борщовый набор.

Маршрутизация. Здесь есть два варианта. В первом случае торговые ряды в магазине или торговом центре выстроены таким образом, что вы просто не сможете выйти из него, пока не пройдете задуманный маркетологами и рекламщиками маршрут, и не увидите то, что вам хотят показать, включая «акционные зоны», где красиво выставленные товары вам предложат по «наиболее выгодной» (продавцу, разумеется) цене. Во втором случае все будет еще хитрее. Например, зайдя в магазин, вы в первую очередь увидите неоправданно дорогой товар, после которого все прочие вещи в магазине покажутся вам вполне приемлемыми по ценам.

«Подставной» продукт. Суть данного приема близка к вышеописанному, и состоит в том, что рядом с продуктом, который вам хотят продать, ставится гораздо более дорогой, но равный ему по функционалу аналог. И вот вы, довольный, что не дали себя обмануть, покупаете «более дешевый» товар. Есть и более тонкий вариант манипуляции – вам, напротив, представят совсем дешевый продукт. Однако никто не хочет покупать «дешевку» – и вот вы уже выбрали то, что вам и так заранее предназначалось.

Магическая «девятка». Мы все знаем эту фишку: «Всего за 1999 тг!» Мы понимаем – это ведь то же самое, что и 2000 тг, но магия цифры 9 продолжает действовать, и мы берём не очень-то и нужную вещь только потому, что она манит нас скидкой. Не позволяйте таким «девяткам» ослаблять ваш бюджет!

Конечно, со временем потребитель становится более грамотным, и маркетологам приходится искать все более изощренные методы привлечения покупателей. Но реклама не стоит на месте, сотни раз на дню уверяя вас, что вы просто мечтаете посетить вот этот магазин, купить вот этот товар или приобрести вот эту услугу. Скорее всего, рано или поздно, не одни, так другие вас все же убедят, но все же старайтесь минимизировать подобный ущерб для своего семейного бюджета.